Б.Ю. Богданович,
О.Н. Голотюк, А.Н. Петровский,
Ю.А. Попов, В.И. Чучкин
Московский государственный
инженерно-физический институт
(технический университет)
Учебно-научно-инновационный
комплекс
МИФИ
– проблемы становления
В настоящей статье мы продолжаем обсуждать проблемы,
связанные со становлением и развитием Учебно-научно-инновационного комплекса
(УНИК) МИФИ /1, 2/.
В современных условиях перед университетом
стоит очень сложная задача: как от проведения фундаментальных и прикладных
научно-исследовательских работ перейти к организации инновационной деятельности
в этой области, включающей в себя более сложную цепочку: идея – фундаментальные
исследования – разработка (приборы и технологии) – маркетинговые исследования –
производство – реализация наукоемкой продукции на рынке. Организация
инновационной деятельности должна быть направлена на реализацию
соответствующего потенциала университета: способности производить новые знания,
вести разработки, организовывать производство, коммерциализировать результаты научных
исследований, распространять коммерческий продукт и удовлетворять потребности
общества в этом продукте (технологиях, изделиях, образовательных услугах), а
также его способности на основе этих научных знаний осуществлять инновационное
(опережающее) обучение студентов. Таким образом, необходимо сформировать такую
комплексную систему поддержки научных исследований, которая бы объединила с
одной стороны структурные подразделения университета, связанные с выполнением и
сопровождением НИР, подготовкой кадров в области инновационного менеджмента, а
с другой стороны малые технологические фирмы, которые могут работать
самостоятельно, либо в составе технопарка. Именно малые фирмы занимаются
трансфертом тех технологий, которые создаются в научных подразделениях,
обеспечивая получение прибыли от продажи нового наукоемкого продукта. Мировой
опыт показал, что продвижение научной разработки на рынок через малую фирму
обходится в два раза дешевле и реализуется в два раза быстрее, чем, если бы
этим занимался крупный институт или университет. Кроме того, на определенном
этапе должны быть отработаны принципы взаимодействия этой системы с
промышленными предприятиями в части передачи интеллектуальной собственности и
организации выпуска наукоемкой продукции с последующей ее реализацией на рынке.
В июне 2000 г. Минобразование РФ приняло
Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе
образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. Концепция была
предварительно одобрена НТС и коллегией министерства, а затем утверждена приказом
министра от 06.06.2000 г. № 1705. Концепция определила среди основных задач на
ближайшие 5 лет следующие:
–
органическое
сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с
конкурентоспособными разработками коммерческого характера;
–
создание условий
для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных
организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями;
–
поддержка
разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров
и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной
интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных
инвестиций;
–
создание условий
для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического
предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в
системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований.
Для решения указанных
задач необходимо:
-
активизировать деятельность НИИ, исследовательских лабораторий,
опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повысить
эффективность технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических
центров, инновационно-промышленных комплексов, созданных при участии вузов,
центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;
–
развивать системы
подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в
научно-технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного
профессионального образования.
В
данной концепции подчеркивается, что для интеграции образования, науки и
производства, расширения сферы деятельности современных вузов потребуются их
институциональные преобразования, создание и развитие на их основе
учебно-научно-инновационных комплексов. Эти преобразования будут проводиться в
трех направлениях:
1. Дальнейшее развитие технологических и научных
парков, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных
комплексов, ассоциированно объединенных с вузом или входящих в его структуру.
2. Участие вузов в федеральных центрах науки и высоких
технологий, обеспечивающих развитие высокотехнологичных отраслей реального
сектора экономики.
3. Определение
группы федеральных исследовательских университетов с возложением на них задач
по реализации опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных
направления развития отечественного образования, науки, техники и производства
наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными
и прикладными научными исследованиями.
УНИК МИФИ создается на базе университета и
Международного научно-технологического парка "Технопарк в
Москворечье", организованного в 1993 г. Образование технопарка позволило
начать исследования по инновационной деятельности, связанные с отработкой
элементов инновационной инфраструктуры, подготовкой кадров для работы в области
наукоемких технологий и представления их на соответствующем рынке. Создание
УНИК, включающего в себя как подразделения университета, так и технопарк, малые
наукоемкие фирмы, обеспечит эффективное функционирование системы
коммерциализации научных результатов, которая даст возможность выполнять
инновационные проекты при соответствующей кадровой, информационной,
маркетинговой поддержке. Одновременно могут быть решены проблемы, связанные с
качеством и сертификацией предлагаемой научно-технической продукции и ее
выходом на региональный и международный уровни.
УНИК – социальная система, которая создается в
университете для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и
соответствующей подготовки кадров, обеспечивающая непрерывный цикл от
фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой
продукции и технологий на рынке.
Создание и развитие УНИК обеспечивает университету
решение следующих задач:
–
сохранение
научного потенциала университета (новые рабочие места в инновационных
структурах, возможность открыть собственную инновационную фирму);
–
создание
экспериментальной базы для поддержки и переподготовки специалистов в области
экономики наукоемкого предпринимательства;
–
создание условий
для коммерциализации прикладных исследований, доведения их результатов до
товара, предлагаемого на рынке наукоемкой продукции;
–
расширение
возможностей выхода на внебюджетные источники финансирования, включая венчурный
капитал;
–
усиление
взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития
промышленности округа и города в целом;
–
развитие
кооперационных связей с другими регионами России; развитие международных связей
при подготовке и переподготовке специалистов в области наукоемкого
предпринимательства, выполнение совместных инновационных проектов;
–
защита
интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию и услуги;
–
выход на
международный рынок наукоемкой продукции.
УНИК МИФИ составляют три основных блока:
–
учебный;
–
научный;
–
инновационный.
Учебный блок УНИК объединяет образовательные
учреждения и подразделения всех уровней образования и обеспечивает непрерывное образование
на базе университета. Кроме того, в учебный блок должен эффективно решать
проблемы методического, информационного обеспечения всех учреждений и
подразделений, входящих в этот блок УНИК, осуществлять координацию их
деятельности, согласовывать стандарты и программы образования всех уровней.
Научный блок УНИК включает в свой состав: научные,
информационные, конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные
структуры, обеспечивающие эффективное выполнение фундаментальных, поисковых
научных исследований, итогом которых должно быть достижение концептуальных
решений научных проблем, создание научной и информационной базы для подготовки
специалистов и будущих инноваций, а также прикладных научных исследований и
опытно-конструкторских разработок (техническое решение научных проблем, которое
увеличивает шансы превращения результатов научных исследований в коммерческий
продукт).
Инновационный
блок УНИК содержит структурные подразделения, обеспечивающие активную
инновационную деятельность вуза, решение проблем коммерциализации результатов
научных исследований, разработок, образовательной деятельности, производства и
технологического трансферта (передачи готовой продукции и услуг экономику,
социальную сферу и рынок).
Организация управления УНИК является достаточно
сложной задачей и объясняется это рядом факторов. Во-первых, в течение года
изменился статус университета (из технического в государственный), во-вторых,
соучредителем МИФИ стал Минатом России (наряду с Минобразованием России),
в-третьих, в октябре 2001 г. на конференции трудового коллектива МИФИ принята
новая редакция Устава университета, в который внесены основные положения,
связанные с развитием инновационной деятельности:
университет – единый учебно-научно-инновационный
комплекс;
инновационная деятельность;
инновационный потенциал;
технопарк;
инкубатор
бизнеса.
Разработанная Концепция создания и развития
Учебно-научно-инновационного комплекса на базе МИФИ рассматривалась на научной
комиссии Ученого совета университета, докладывалась на Научной сессии МИФИ-2001
и утверждена ректором. В Научно-техническом совете университета организована
секция "Инновационная деятельность".
В процессе выполнения проекта по созданию 1-й очереди
УНИК МИФИ получены следующие основные результаты:
· Разработана и утверждена Концепция создания и развития
УНИК МИФИ.
· Внесены все необходимые изменения в новую редакцию
Устава университета, отражающие развитие инновационной деятельности.
· Образована секция "Инновационная
деятельность" в Научно-техническом совете университета.
· Технопарк МИФИ прошел государственную аккредитацию
научной организации.
· Технопарк продолжил освоение площадей, выделенных для
него университетом. К концу 2001 г. в технопарке работало 20 малых и средних
фирм.
· Ряд фирм технопарка подключились к выполнению важных
федеральных программ, получив для этого необходимые лицензии, в т.ч. от
Минобороны и Гостехкомиссии РФ.
· Выпущен совместный приказ (университет и технопарк) о
создании студенческого инкубатора высоких технологий и утверждено положение о его
деятельности.
· Получили дальнейшее развитие взаимоотношения с
Префектурой ЮА, г. Москвы, которая оказала финансовую поддержку при проведении
Научной сессии МИФИ-2001, учредила премии для профессорско-преподавательского
состава и молодых ученых, аспирантов и студентов. Муниципальный фонд поддержки
малого предпринимательства оказал финансовую поддержку малым фирмам технопарка
(2,5 млн. рублей – инновационный проект "Фильтры "Гейзер", 100
тыс. рублей – субвенции).
· Разработаны и апробированы на практике две оригинальные
учебные методики по подготовке менеджеров малых инновационных фирм.
· Разработаны и внедрены инструментальные средства для
организации и сопровождения учебного процесса на финишных этапах подготовки
студентов гуманитарного факультета.
К основным задачам в 2002 г. следует отнести следующие:
· Реализация 2-й очереди УНИК МИФИ, в т.ч. утверждение
Положения об УНИК после согласования новой редакции Устава университета,
принятие в окончательном варианте всей организационно-методической документации
по управлению УНИК.
· Развитие студенческого инкубатора высоких технологий
(данное решение оформлено совместным приказом ректора МИФИ и директора
технопарка). Создание экспериментальной площадки для учебного блока УНИК.
· Продолжение формирования технопарка, как ядра
инновационного блока, адаптация его к современным условиям работы в УНИК.
· Расширение взаимодействия с регионом, в т.ч. и в части
активного участия в формировании системы региональной инновационной политики в
ЮАО г. Москвы.
· Участие в разработке программы Минатома России
"Активизация инновационной деятельности отрасли в современных
условиях".
· Участие в создании национального технопарка Сирии в
соответствии с подписанным Договором между МИФИ и Государственным университетом
Сирии.
1.
Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Петровский А.Н., Попов
Ю.А., Тулинов Б.М., Чучкин В.И. Формирование учебно-научно-инновационного
комплекса МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. Научных трудов. Москва.
Типография МИФИ, 2001 г. Том 11. cс.10-15.
2.
Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Каминский В.И.,
Петровский А.Н., Сенюков В.А. Научный потенциал и развитие инновационной
деятельности в МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. Научных трудов. Москва.
Типография МИФИ, 2001 г. Том 11. cс.15-23.