Б.Ю. Богданович, О.Н. Голотюк, А.Н. Петровский,
Ю.А. Попов, В.И. Чучкин

 

Московский государственный инженерно-физический институт
(технический университет)

 

Учебно-научно-инновационный комплекс

МИФИ – проблемы становления

 

В настоящей статье мы продолжаем обсуждать проблемы, связанные со становлением и развитием Учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) МИФИ /1, 2/.

 

В современных условиях перед университетом стоит очень сложная задача: как от проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ перейти к организации инновационной деятельности в этой области, включающей в себя более сложную цепочку: идея – фундаментальные исследования – разработка (приборы и технологии) – маркетинговые исследования – производство – реализация наукоемкой продукции на рынке. Организация инновационной деятельности должна быть направлена на реализацию соответствующего потенциала университета: способности производить новые знания, вести разработки, организовывать производство, коммерциализировать результаты научных исследований, распространять коммерческий продукт и удовлетворять потребности общества в этом продукте (технологиях, изделиях, образовательных услугах), а также его способности на основе этих научных знаний осуществлять инновационное (опережающее) обучение студентов. Таким образом, необходимо сформировать такую комплексную систему поддержки научных исследований, которая бы объединила с одной стороны структурные подразделения университета, связанные с выполнением и сопровождением НИР, подготовкой кадров в области инновационного менеджмента, а с другой стороны малые технологические фирмы, которые могут работать самостоятельно, либо в составе технопарка. Именно малые фирмы занимаются трансфертом тех технологий, которые создаются в научных подразделениях, обеспечивая получение прибыли от продажи нового наукоемкого продукта. Мировой опыт показал, что продвижение научной разработки на рынок через малую фирму обходится в два раза дешевле и реализуется в два раза быстрее, чем, если бы этим занимался крупный институт или университет. Кроме того, на определенном этапе должны быть отработаны принципы взаимодействия этой системы с промышленными предприятиями в части передачи интеллектуальной собственности и организации выпуска наукоемкой продукции с последующей ее реализацией на рынке.

В июне 2000 г. Минобразование РФ приняло Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. Концепция была предварительно одобрена НТС и коллегией министерства, а затем утверждена приказом министра от 06.06.2000 г. № 1705. Концепция определила среди основных задач на ближайшие 5 лет следующие:

           органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера;

           создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями;

           поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;

           создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований.

Для решения указанных задач необходимо:

-  активизировать деятельность НИИ, исследовательских лабораторий, опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повысить эффективность технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;

развивать системы подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования.

 В данной концепции подчеркивается, что для интеграции образования, науки и производства, расширения сферы деятельности современных вузов потребуются их институциональные преобразования, создание и развитие на их основе учебно-научно-инновационных комплексов. Эти преобразования будут проводиться в трех направлениях:

1. Дальнейшее развитие технологических и научных парков, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, ассоциированно объединенных с вузом или входящих в его структуру.

2. Участие вузов в федеральных центрах науки и высоких технологий, обеспечивающих развитие высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики.

3.  Определение группы федеральных исследовательских университетов с возложением на них задач по реализации опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направления развития отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями.

УНИК МИФИ создается на базе университета и Международного научно-технологического парка "Технопарк в Москворечье", организованного в 1993 г. Образование технопарка позволило начать исследования по инновационной деятельности, связанные с отработкой элементов инновационной инфраструктуры, подготовкой кадров для работы в области наукоемких технологий и представления их на соответствующем рынке. Создание УНИК, включающего в себя как подразделения университета, так и технопарк, малые наукоемкие фирмы, обеспечит эффективное функционирование системы коммерциализации научных результатов, которая даст возможность выполнять инновационные проекты при соответствующей кадровой, информационной, маркетинговой поддержке. Одновременно могут быть решены проблемы, связанные с качеством и сертификацией предлагаемой научно-технической продукции и ее выходом на региональный и международный уровни.

УНИК – социальная система, которая создается в университете для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и соответствующей подготовки кадров, обеспечивающая непрерывный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий на рынке.

Создание и развитие УНИК обеспечивает университету решение следующих задач:

           сохранение научного потенциала университета (новые рабочие места в инновационных структурах, возможность открыть собственную инновационную фирму);

           создание экспериментальной базы для поддержки и переподготовки специалистов в области экономики наукоемкого предпринимательства;

           создание условий для коммерциализации прикладных исследований, доведения их результатов до товара, предлагаемого на рынке наукоемкой продукции;

           расширение возможностей выхода на внебюджетные источники финансирования, включая венчурный капитал;

           усиление взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития промышленности округа и города в целом;

           развитие кооперационных связей с другими регионами России; развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области наукоемкого предпринимательства, выполнение совместных инновационных проектов;

           защита интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию и услуги;

           выход на международный рынок наукоемкой продукции.

УНИК МИФИ составляют три основных блока:

           учебный;

           научный;

           инновационный.

Учебный блок УНИК объединяет образовательные учреждения и подразделения всех уровней образования и обеспечивает непрерывное образование на базе университета. Кроме того, в учебный блок должен эффективно решать проблемы методического, информационного обеспечения всех учреждений и подразделений, входящих в этот блок УНИК, осуществлять координацию их деятельности, согласовывать стандарты и программы образования всех уровней.

Научный блок УНИК включает в свой состав: научные, информационные, конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные структуры, обеспечивающие эффективное выполнение фундаментальных, поисковых научных исследований, итогом которых должно быть достижение концептуальных решений научных проблем, создание научной и информационной базы для подготовки специалистов и будущих инноваций, а также прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (техническое решение научных проблем, которое увеличивает шансы превращения результатов научных исследований в коммерческий продукт).

Инновационный блок УНИК содержит структурные подразделения, обеспечивающие активную инновационную деятельность вуза, решение проблем коммерциализации результатов научных исследований, разработок, образовательной деятельности, производства и технологического трансферта (передачи готовой продукции и услуг экономику, социальную сферу и рынок).

Организация управления УНИК является достаточно сложной задачей и объясняется это рядом факторов. Во-первых, в течение года изменился статус университета (из технического в государственный), во-вторых, соучредителем МИФИ стал Минатом России (наряду с Минобразованием России), в-третьих, в октябре 2001 г. на конференции трудового коллектива МИФИ принята новая редакция Устава университета, в который внесены основные положения, связанные с развитием инновационной деятельности:

университет – единый учебно-научно-инновационный комплекс;

инновационная деятельность;

инновационный потенциал;

технопарк;

инкубатор бизнеса.

Разработанная Концепция создания и развития Учебно-научно-инновационного комплекса на базе МИФИ рассматривалась на научной комиссии Ученого совета университета, докладывалась на Научной сессии МИФИ-2001 и утверждена ректором. В Научно-техническом совете университета организована секция "Инновационная деятельность".

В процессе выполнения проекта по созданию 1-й очереди УНИК МИФИ получены следующие основные результаты:

·       Разработана и утверждена Концепция создания и развития УНИК МИФИ.

·       Внесены все необходимые изменения в новую редакцию Устава университета, отражающие развитие инновационной деятельности.

·       Образована секция "Инновационная деятельность" в Научно-техническом совете университета.

·       Технопарк МИФИ прошел государственную аккредитацию научной организации.

·       Технопарк продолжил освоение площадей, выделенных для него университетом. К концу 2001 г. в технопарке работало 20 малых и средних фирм.

·       Ряд фирм технопарка подключились к выполнению важных федеральных программ, получив для этого необходимые лицензии, в т.ч. от Минобороны и Гостехкомиссии РФ.

·       Выпущен совместный приказ (университет и технопарк) о создании студенческого инкубатора высоких технологий и утверждено положение о его деятельности.

·       Получили дальнейшее развитие взаимоотношения с Префектурой ЮА, г. Москвы, которая оказала финансовую поддержку при проведении Научной сессии МИФИ-2001, учредила премии для профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, аспирантов и студентов. Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства оказал финансовую поддержку малым фирмам технопарка (2,5 млн. рублей – инновационный проект "Фильтры "Гейзер", 100 тыс. рублей – субвенции).

·       Разработаны и апробированы на практике две оригинальные учебные методики по подготовке менеджеров малых инновационных фирм.

·       Разработаны и внедрены инструментальные средства для организации и сопровождения учебного процесса на финишных этапах подготовки студентов гуманитарного факультета.

К основным задачам в 2002 г. следует отнести следующие:

·       Реализация 2-й очереди УНИК МИФИ, в т.ч. утверждение Положения об УНИК после согласования новой редакции Устава университета, принятие в окончательном варианте всей организационно-методической документации по управлению УНИК.

·       Развитие студенческого инкубатора высоких технологий (данное решение оформлено совместным приказом ректора МИФИ и директора технопарка). Создание экспериментальной площадки для учебного блока УНИК.

·       Продолжение формирования технопарка, как ядра инновационного блока, адаптация его к современным условиям работы в УНИК.

·       Расширение взаимодействия с регионом, в т.ч. и в части активного участия в формировании системы региональной инновационной политики в ЮАО г. Москвы.

·       Участие в разработке программы Минатома России "Активизация инновационной деятельности отрасли в современных условиях".

·       Участие в создании национального технопарка Сирии в соответствии с подписанным Договором между МИФИ и Государственным университетом Сирии.

 

Список литературы

 

1.        Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Петровский А.Н., Попов Ю.А., Тулинов Б.М., Чучкин В.И. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. Научных трудов. Москва. Типография МИФИ, 2001 г. Том 11. cс.10-15.

2.        Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Каминский В.И., Петровский А.Н., Сенюков В.А. Научный потенциал и развитие инновационной деятельности в МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. Научных трудов. Москва. Типография МИФИ, 2001 г. Том 11. cс.15-23.